Этапы марафона
1.Приветствие
команд
2.Проспект
эрудитов
3.Проспект
капитанов
4.Кафе
«Химики-лирики»
5.Экспериментальный
проспект
6.Скульптурная
галерея «Жертвы химических опытов»
7.Поле
чудес
Ход игры
1-й
ведущий.
Что?
Почему? Зачем? И где?
Живут
в земле, в огне, в воде.
Вот
первый раз огонь добыт.
(А
почему огонь горит?)
Зерно
под солнцем проросло.
(Зачем
растению тепло?)
2-й
ведущий.
Дым
легкий, а скала тверда.
Что
значит лед, а что – вода?
Что?
Почему? Зачем? И где?
Мы
все узнать хотим.
Соль
растворяется в воде,
А
мел нерастворим.
1-й
ведущий.
Бумага
не сгорит дотла:
В
печи останется зола.
А
ксли медь в печи нагреть,
То
станет тяжелее медь
С
окалиною вместе.
Не
верите – так взвесьте.
2-й
ведущий.
Открытий
путь – нелегкий путь,
Но
человеку – не свернуть,
Что?
Почему? За ним следят,
Чтоб
шел вперед, а не назад.
Вот
почему из года в год
Наука
движется вперед.
1-й
ведущий. Химия – наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенных,
что для непосвященных они кажутся чудесами.
2-й
ведущий. Секрет её магии – знание химического ремесла.
1-й
ведущий. Сегодня – праздник посвящения в
химики. Прежде чем получить это почетное звание, вам придется пройти испытания
на профессиональную пригодность. Ваши знания и умения оценят мастера – лучшие
химики старших классов.
2-й
ведущий. Представляю наше уважаемое жюри.
1-й
ведущий. В конкурсе участвуют команды 8-х классов. Предоставляю им слово для
приветствия.
2-й
ведущий. Благодарим команды за приветствия и начинаем наши состязания.
1-я остановка
Проспект эрудитов
Разминка
Каждой
команде задаются вопросы, отвечает любой член команды после трех минут
размышления.
1-й
ведущий
(вопросы 1-ой команде).
То,
из чего состоят тела …
В
центре атома находится …
Наука
о веществах и их превращениях - …
Определенный
вид атомов - …
Ученый,
открывший закон сохранения массы веществ, - …
Рождающий
воду - …
Вещества,
состоящие из двух элементов, один из которых кислород, - …
Условная
запись химической реакции - …
Валентность
атома водорода …
Вещества,
молекулы которых состоят из атомов одного элемента …
2-й
ведущий
(вопросы 2-ой команде).
Мельчайшая,
химически неделимая частица вещества - …
Разновидности
атомов одного элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу, - …
В
ядре атома находятся протоны и …
Ученый,
открывший закон постоянства состава - …
Рождающий
кислоты - …
Свойство
атомов элементов присоединять определенное число атомов других элементов - …
Число,
показывающее количество атомов элемента в молекуле, - …
Валентность
атомов кислорода …
Явления,
при которых образуются новые вещества …
Вещества,
молекулы которых состоят из атомов разных химических элементов …
Слоеный
пирог
1-й
ведущий.
Сейчас мы проверим кулинарные способности наших участников. Кто быстрее и по
всем правилам химического искусства испечет слоеный пирог?
(Команды
получают рисунки слоеного пирога, на каждом слое которого зашифровано
уравнение.) Ваша задача – дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты.
1-я
команда:
а) AI + … = AI2S3
б) …
+ O2 = CuO
в) K + O2 = …
г) Mg + N2
= …
д) Ba +
… = BaCI2
2-я
команда:
а) Na + …
= Na2S
б) … + 3O2 = AI2O3
в) Ca + 3N2 = …
г) … + CI2 = FeCI3
д) S +
… = SO2
Кто быстрее?
2-й
ведущий.
Определить степени окисления элементов, назвать вещества.
1-я
команда: AI2S3, Р2O5, Cr
O3, NaBr , Ca 3N2
2-я команда: Mg CI2, Cu
O, N2O5, Fe2S3, Na3N
2-я остановка
Проспект капитанов
Капитанам
задают по 2 вопроса: на конкретные знания и на смекалку.
1-й
ведущий.
(1-му капитану).
а)
Какие явления называются физическими? Приведите примеры.
б)
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
2-й
ведущий.
а)
Какие явления называются химическими? Приведите примеры.
б)
Сырой не едят и вареный выбрасывают?
3-я
остановка
Кафе «Химики-лирики»
1-й
ведущий.
Поэтом можешь ты не быть, но, может, все же попытаться. За одну минуту сочините
четверостишие, используя рифмы.
1-я
команда: дом-бром, явление-объяснение.
2-я
команда: свинец-птенец, штатив-факультатив.
4-я остановка
Экспериментальный проспект
2-й
ведущий. А
сейчас мы проверим наши практические навыки.
1-я
команда: собрать прибор для фильтрования и очистить воду от примесей речного
песка.
2-я
команда: собрать прибор для выпаривания и выделить из раствора поваренную соль.
Прежде
чем приступить к выполнению опытов, вспомните соответствующие правило техники
безопасности.
5-я остановка
Скульптурная галерея «Жертвы
химических опытов»
1-й
ведущий.
Изобразите памятники «Жертвы химических опытов» - домашнее задание.
Команды демонстрируют памятники.
Ведущие (по очереди). Да ужасная
картина. Но этого не случится, если вы всегда будете соблюдать правила выживания в химической лаборатории.
ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ
1)
Если
откупорили что-либо – закупорьте.
2)
Если выключили
– включите.
3)
Если разобрали – соберите.
4)
Если не можете собрать – позовите умельца.
5)
Если не разбирали – не вздумайте собирать.
6)
Если
пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке.
7)
Если хотите
воспользоваться тем, что принадлежит другому, - спросите разрешения.
8)
Если не можете
чего-либо понять – почешите в затылке.
9)
Если у вас
что-то взорвалось – проверьте, остались ли вы живы.
10)
Если не
знаете, как это действует, - не трогайте.
11)
Если не
усвоили этих правил – не входите в лабораторию.
6-я остановка
Поле чудес
1 ведущий: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте
перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика.
(Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии, его
ученик и ведущие вечера).
- «Несгораемый платок».
Платок, предварительно смоченный водой, хорошо
пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает,
платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении,
под инструментальную музыку.
- «Вулкан».
Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую
сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус
и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).
- «Дым без огня».
Взаимодействие концентрированных растворов
соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими
растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.
- «Искры внутри жидкости».
В химический стакан наливаем этиловый спирт,
затем аккуратно по стеклянной палочке вливаем конц. серную кислоту (жидкости не
должны смешиваться), всыпаем кристаллический перманганат калия. На границе
раздела жидкостей наблюдаем искры.
- «Волшебные цветы».
Бумажные цветы, изготовленные из белой
гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После
произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором
щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.
Жюри подводит итоги конкурса.
1 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что
вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия.
Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы
должны дать клятву.
2 ведущий: Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса,
торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать
правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все
вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
В заключение вечера все учащиеся поют «Оду химии».
«Ода химии».
( исполняется на мотив известной в 80 годах песни «Али-Баба»).
Даже в праздник учил свой любимый предмет. О, химия!
И законы зубрил, и себя не щадил. О, химия!
Реактивы сливал и задачи решал. О, химия!
И во сне каждый день ты являлась как тень. О, химия!
Припев:
Снится гелий и азот, молибден и водород.
Сера, медь и углерод, серебро и кислород.
О-о, о-о, о-о, о-о.
После взрывов носил весь в заплатах халат. О, химия!
Острый запах вдыхал и в дыму выживал. О, химия!
То, что сам вытворял, в школе все показал. О, химия!
На уроках всех спал, о тебе вспоминал. О, химия!
Припев:
И во сне и наяву только химией живу.
Тебе песню я пою, больше всех тебя люблю.
О-о, о-о, о-о, о-о.
Список использованной литературы:
Брейгер
Л.М., Глинская П.В. «Предметные недели в
школе: химия, физика», издательство «Учитель», Волгоград, 2001 г.
Харлакевич
С.А. «Посвящение в химики»//химия в
школе № 6/2002 г., стр. 76-79.
Штремплер
Г.И. Химия на досуге, М.: Просвещение, 1993;
Щипачев
Б., отрывок стихотворения . . .
|