Разработка урока
по теме: «Генетическая связь между классами
углеводородов»
10 класс (с профильным
изучением химии)
Цели и задачи урока
рассмотреть
генетическую связь между типами углеводородов и классами органических
соединений;
обобщить
и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе
сравнительной характеристики их свойств.
развитие
логического мышления, опираясь на химию углеводородов и их производных.
формирование
навыков самообразования у учащихся.
развивать
у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи
между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах
незнакомых органических веществ);
развивать
у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения химических
свойств углеводородов);
развивать
информационно-познавательную компетентность учащихся;
развивать
коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы
одноклассников.
Методы:
словесные
(беседа),
практические
- составление схем превращений и их выполнение,
выполнение
самостоятельной работы. Оборудование:
компьютер,
мультимедийный
проектор,
интерактивная
доска
Д/з 1)§10-16
повторить
2)выполнить все задания к §.
Ход
урока
Вводное слово учителя: органическая химия - наука о
жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных
отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в
индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь),
служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических
соединений, несут в наши дома тепло и свет. В нашей жизни органические вещества
занимают очень большое место. Без них из обихода исчезли бы многие привычные
вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый
день синтезируются все новые и новые вещества. Знать все обо всем
невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении
органических веществ.
Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского,
В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Таким образом, ребята, мы на завершающем (на обобщающем) этапе изучения
темы «Углеводороды». На сегодняшнем уроке займемся установлением генетической
связи между классами углеводородов
В тетрадях запишем сегодняшнее число 19.12.08
и тему урока:
Генетическая
связь между классами углеводородов.
Запишем также дом.задание на следующий урок:
§10-16 повторить и выполнить все задания к §10-13.
На уроке мы должны сформировать целостное представление об углеводородах через изучение их
генетической взаимосвязи систематизировать и корректировать наши знания,
устанавливать причинно-следственную связь через рассмотрение
СОСТАВА →
СТРОЕНИЯ →СВОЙСТВ изученных классов
углеводородов. Мы знаем, что на сегодняшний день их насчитывается более 20
миллионов. В чем же кроются причины
многообразия углеводородов? (
гомологические ряды, изомерия, способность углерода соединяться в цепи,
образовывать кратные связи)
Классификация углеводородов и их
генетическая связь поможет нам объединить в единое целое то, о чем только что
говорили.
УГЛЕВОДОРОДЫ
Непредельные Предельные
Циклические
Алкадиены Алканы
Циклоалканы
СпН2п-2 СпН2п+2 СпН2п
Алкены Арены
СпН2п СпН2п-6
Алкины
СпН2п-2
А
теперь попробуем сформулировать отличительные признаки каждой группы углеводородов
(предельные до предела
насыщены атомами водорода, не содержат кратных связей или цикла;
непредельные
имеют хотя бы одну двойную или тройную связь между атомами углерода;
циклические содержат
замкнутую цепочку углеродных атомов).
Как отличаются углеводороды по составу? (гомологи различаются на одну или несколько
групп –СН2 – гомологическая
разность, непредельные и циклические – меньшим числом атомов водорода по
отношению к углеродным.)
Отсюда можно сделать важный вывод о том, что
углеводороды одного класса можно превратить в другой класс с помощью
присоединения или отщепления атомов водорода. Этот метод пригоден для
большинства переходов, но он не универсален.
Демонстрация таблицы Стрелками на схеме связаны углеводороды,
которые можно превратить друг в друга одной реакцией.
А сейчас попробуем осуществить превращения
и устанавливать генетическую связь на конкретном примере (Работа с конвертами).
(проверка цепочек по вариантам:
Карбид кальция → Этин →Бензол
→ Циклогексан → Гексан →Пропан
Карбид алюминия →Метан
→Этин →Этен → Этан → Хлорэтан
Пропановая кислота →Этан→
Этин →Этин →Бензол
→Оксид углерода (IV)
Осуществите
эти реакции в рабочих тетрадях. Какие типы реакций вы использовали?
Существует
ли взаимосвязь между классами углеводородов? С другими классами органических
соединений? С неорганическими веществами? (Да.
Карбоновые кислоты. Карбиды кальция и алюминия, диоксид улерода.) Ребята,
мы знаем, что углеводороды с 6-12 атомами углерода можно получить из синтез
газа, т.е. из смеси СО и Н2.
Изучение генетической связи углеводородов
было бы неполным без рассмотрения взаимосвязи состава, строения и свойств
изученных нами классов этих соединений.
Используя таблицу-матрицу «Сравнительная характеристика
углеводородов», попробуем дать сравнительную
характеристику углеводородов по составу, строению, свойствам.
Алкадиены
сюда не включены, т.к. они во многом родственны с алкенами.
(Обратим внимание!!!)
1)
Ключевые С – это атомы углерода, определяющие принадлежность вещества к тому
или иному классу углеводородов.
2)
Строка, касающаяся взаимодействия с галогенами, на что здесь необходимо
обратить внимание? Важно запомнить!!! От
условий реакции зависит возможность её осуществления (алкан + бромная
вода - нет реакции; алкан + газообр.
Бром при освещении есть реакция), так и направление протекания процесса
(гомологи бензола на свету бромируются по боковой цепи, в присутствие
катализатора – по кольцу).
Уравнения реакций на доске.
Таким образом, сегодня мы с вами убедились
в том, что существует тесная взаимосвязь между классами углеводородов.
Используя определенные реагенты и условия,
мы можем их превратить друг в друга. Дома вы должны были составить свою
цепочку превращений, устанавливающую генетическую связь между отдельными
классами углеводородов. Удалось ли это вам? (Оценки за урок!!!)
А теперь, с целью закрепления, используя таблицу-матрицу
выполним задание. (Объяснение задания, совместное решение с ребятами заданий 1в
– 5, 2в – 7)
Ответы
№
вопроса
|
Вариант
1
|
№
вопроса
|
Вариант
2
|
1
|
1а,
2б, 3а, 3в, 3д, 4г, 5г, 5д
|
1
|
1б,
2в, 3б, 4г, 4д, 5в
|
2
|
1б,
2в
|
2
|
1а,
2б, 3в, 3д
|
3
|
2е,
3е, 4е,
|
3
|
5е
|
4
|
4г,
4г, 5д, 5г, 3а, 3а, 3а
|
4
|
1з
|
5
|
5з
|
5
|
6з
|
6
|
3а,
4г, 5г
|
6
|
3а,
4г, 5г, 5д
|
7
|
а)
1а, 2б, 3в,3д, 4г б) 3б, 5г, 5д
|
7
|
7г
|
8
|
6ж
|
8
|
3и,
4и, 8и
|
9
|
а)
7а б) 8в
|
9
|
1ж
или 4ж
|
10
|
8е
|
10
|
2е,
3е, 4е, 5е
|
11
|
3а,
4г, 5г, 5д
|
11
|
Да
|
12
|
3г,
4г
|
12
|
5и,
9и
|
13
|
9б,
9в, 9е, 9ж
|
13
|
9а,
9г, 9д, 9ж
|
14
|
1б
|
14
|
6е
|
15
|
6е
|
15
|
2е,
3е, 4е
|
Вопросы
к таблице-матрице «Сравнительная характеристика углеводородов»:
|