Среда, 08.05.2024, 19:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя химии Алиевой Э.Х.

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [4]
Конспекты уроков [4]
КТП [1]
Календарно-тематическое планирование
В [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конспекты уроков

Разработка урока по теме: «Генетическая связь между классами углеводородов» 10 класс (с профильным изучением химии)
[ Скачать с сервера (22.7 Kb) ] 21.02.2014, 12:31


Разработка урока

по теме: «Генетическая связь между классами углеводородов»

10 класс (с профильным изучением химии)

Цели и задачи урока

рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами  органических соединений;

обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств.

развитие логического мышления, опираясь на химию  углеводородов и их производных.

формирование навыков самообразования у учащихся.

развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);

развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения  химических свойств углеводородов);

развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;

развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.

Методы:

словесные (беседа),

практические - составление схем превращений и их выполнение,

выполнение самостоятельной работы.

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор,

интерактивная доска

Д/з     1)§10-16  повторить

           2)выполнить все задания к §.

 

Ход урока

    Вводное слово учителя: органическая химия - наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет. В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества.  Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.
Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.

       Таким образом, ребята, мы  на завершающем (на обобщающем) этапе изучения темы «Углеводороды». На сегодняшнем уроке займемся установлением генетической связи между классами углеводородов

 В тетрадях запишем сегодняшнее число 19.12.08 и тему урока:

Генетическая связь между классами углеводородов.

 Запишем также дом.задание на следующий урок: §10-16  повторить  и выполнить все задания к §10-13.

        На уроке мы должны сформировать целостное представление об углеводородах через изучение их генетической взаимосвязи систематизировать и корректировать наши знания, устанавливать причинно-следственную связь через рассмотрение

СОСТАВА     СТРОЕНИЯ  →СВОЙСТВ изученных классов углеводородов. Мы знаем, что на сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов.  В чем же кроются причины многообразия углеводородов? ( гомологические ряды, изомерия, способность углерода соединяться в цепи, образовывать кратные связи)

   Классификация углеводородов и их генетическая связь поможет нам объединить в единое целое то, о чем только что говорили.

УГЛЕВОДОРОДЫ

Непредельные   Предельные    Циклические

Алкадиены      Алканы     Циклоалканы

СпН2п-2            СпН2п+2               СпН2п

Алкены                                      Арены

СпН2п                                        СпН2п-6

                                            Алкины

                                             СпН2п-2

 

А теперь попробуем сформулировать отличительные признаки каждой группы  углеводородов  (предельные до предела насыщены атомами водорода, не содержат кратных связей или цикла;

 непредельные имеют хотя бы одну двойную или тройную связь между атомами углерода;

 циклические содержат замкнутую цепочку углеродных атомов).

  Как отличаются углеводороды по составу? (гомологи различаются на одну или несколько групп  –СН2 – гомологическая разность, непредельные и циклические – меньшим числом атомов водорода по отношению к углеродным.)

  Отсюда можно сделать важный вывод о том, что углеводороды одного класса можно превратить в другой класс с помощью присоединения или отщепления атомов водорода. Этот метод пригоден для большинства переходов, но он не универсален.

     Демонстрация таблицы  Стрелками на схеме связаны углеводороды, которые можно превратить друг в друга одной реакцией.

     А сейчас попробуем осуществить превращения и устанавливать генетическую связь на конкретном примере (Работа с конвертами).

 (проверка цепочек по вариантам:

   Карбид кальция → Этин   →Бензол  → Циклогексан → Гексан      →Пропан

   Карбид алюминия  →Метан  →Этин  →Этен → Этан  → Хлорэтан

   Пропановая кислота  →Этан→  Этин  →Этин  →Бензол  →Оксид углерода (IV)

Осуществите эти реакции в рабочих тетрадях. Какие типы реакций вы использовали?

Существует ли взаимосвязь между классами углеводородов? С другими классами органических соединений? С неорганическими веществами? (Да. Карбоновые кислоты. Карбиды кальция и алюминия, диоксид улерода.) Ребята, мы знаем, что углеводороды с 6-12 атомами углерода можно получить из синтез газа, т.е. из смеси СО и Н2.

      Изучение генетической связи углеводородов было бы  неполным без рассмотрения  взаимосвязи состава, строения и свойств изученных нами классов этих соединений.  Используя таблицу-матрицу «Сравнительная характеристика углеводородов»,  попробуем дать сравнительную характеристику углеводородов по составу, строению, свойствам.

Алкадиены сюда не включены, т.к. они во многом родственны с алкенами.

  (Обратим внимание!!!)

1) Ключевые С – это атомы углерода, определяющие принадлежность вещества к тому или иному классу углеводородов.

2) Строка, касающаяся взаимодействия с галогенами, на что здесь необходимо обратить внимание? Важно запомнить!!! От условий реакции зависит возможность её осуществления (алкан + бромная вода  - нет реакции; алкан + газообр. Бром  при освещении есть реакция), так и направление протекания процесса (гомологи бензола на свету бромируются по боковой цепи, в присутствие катализатора – по кольцу).

Уравнения реакций на доске.

     Таким образом, сегодня мы с вами убедились в том, что существует тесная взаимосвязь между классами углеводородов. Используя определенные реагенты и условия,  мы можем их превратить друг в друга. Дома вы должны были составить свою цепочку превращений, устанавливающую генетическую связь между отдельными классами углеводородов. Удалось ли это вам? (Оценки за урок!!!)

      А теперь, с целью  закрепления, используя таблицу-матрицу выполним задание. (Объяснение задания, совместное решение с ребятами заданий 1в – 5, 2в – 7)

Ответы

№ вопроса

Вариант 1

№ вопроса

Вариант 2

1

1а, 2б, 3а, 3в, 3д, 4г, 5г, 5д

1

1б, 2в, 3б, 4г, 4д, 5в

2

1б, 2в

2

1а, 2б, 3в, 3д

3

2е, 3е, 4е,

3

4

4г, 4г, 5д, 5г, 3а, 3а, 3а

4

5

5

6

3а, 4г, 5г

6

3а, 4г, 5г, 5д

7

а) 1а, 2б, 3в,3д, 4г  б) 3б, 5г, 5д

7

8

8

3и, 4и, 8и

9

а) 7а  б) 8в

9

1ж или 4ж

10

10

2е, 3е, 4е, 5е

11

3а, 4г, 5г, 5д

11

Да

12

3г, 4г

12

5и, 9и

13

9б, 9в, 9е, 9ж

13

9а, 9г, 9д, 9ж

14

14

15

15

2е, 3е, 4е

 

Вопросы к таблице-матрице «Сравнительная характеристика углеводородов»:


 

Категория: Конспекты уроков | Добавил: Алиева
Просмотров: 7574 | Загрузок: 696 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergtek  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>пзмк официальный сайт</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz