Решение
задач занимает важное место в системе преподавания химии. Задачи обеспечивают
закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации, мыслить
логически; они широко используются для целей контроля, а также для отбора и
выявления тех учащихся, кто лучше знает предмет, лучше в нем разбирается ( на
олимпиадах и вступительных экзаменах в вузы). Кроме того, с помощью задач
отрабатываются умения проводить необходимые в химии расчеты.
Типов
задач, как качественных, так и количественных, очень много - от весьма простых
до очень сложных, предлагаемых на международных олимпиадах. Тем не менее,
большинство из них содержит такие элементы, которые требуют уверенного владения
небольшим числом расчетных и логических алгоритмов. Эти стандартные элементы
важны как сами по себе, так и в качестве фундамента при решении сложных задач.
К
сожалению, в учебной программе по химии решению расчетных задач отводится очень
мало часов. Вследствие этого многие школьники плохо владеют логикой анализа
стандартных элементов задач и стандартными алгоритмами решений. Отсутствие
ориентации на логику превращает процесс решения скучную процедуру, основанную
на запоминании, а не на понимании.
Владение
стандартными алгоритмами и логикой позволяет уверенно решать подавляющее
большинство задач по химии, включая сложные олимпиадные. Оно организует сам процесс решения,
освобождая мышления от анализа рутинных моментов и выявляя те особенности,
которые требуют нетривиального,
творческого подхода. Задача как бы расчленяется на ряд самостоятельных более простых задач,
стандартных и нестандартных .
Для
решения любой химической задачи необходимо владеть:
1).
собственно химическими знаниями( строения и свойства тех веществ, о которых
идет речь);
2).
приемами решения этого типа задач ( они универсальны и не зависят от уровня
химической сложности).
|